Биография Уве Болла

Уве Болл (Uwe Boll) — известный в кругах любителей компьютерных игр немецкий режиссёр.

Имя: Uwe Boll
Дата рождения: 22 июня 1965
Место рождения: Вермельскирхен, Северный Рейн — Вестфалия
Гражданство: Германия
Профессия: кинорежиссёр
Карьера: 1991—настоящее время
Направление: Экранизация игр
Профиль на IMDb: ID 0093051

Доктор Уве Болл на фоне елок

Великий кинорежиссер, которому посвящен этот сайт родился 22 июня 1965 года в крошечном немецком городке Вермельскирхен.

Доктор Уве Болл смеется над вами

В самой юности Уве принялся снимать короткометражные фильмы на свою кинокамеру Super 8, демонстрировать их друзьям и родственникам. Затем Болл поступил в режиссерский институт, намереваясь в ближайшие годы вырваться на мировую киносцену и осчастливить своими фильмами миллиарды жителей планеты. Проучившись пять месяцев, Уве Болл режиссерский институт забросил. Не желая, однако, огорчать родителей, Уве поступил в Кельнский университет. Примерно в то же самое время Болл вместе со своим другом Фрэнком Ластигом начали снимать полнометражный фильм — «Немецкое жареное кино» (German Fried Movie, 1991), своеобразную вариацию на тему комедии Джона Лэндиса «Кентуккийское жареное кино» (The Kentucky Fried Movie, 1977). Уве Болл по сей день утверждает, что его первая картина смахивает на фильмы британской труппы «Монти Пайтон».

После дебютного «Немецкого жареного кино» Уве Болл снял еще пять разножанровых фильмов, бесстрашно заимствуя сюжеты и антураж у классиков, и защитил докторскую диссертацию по литературе.

В 2003-м году в жизни Болла случилось два дня славы. 13 февраля на фестивале независимого кино в Сан Франциско состоялась премьера фильма «Сердце Америки» (Heart of America). Драма открытием кинофестиваля не стала, однако, в отличие от предыдущих работ доктора Болла, получила неплохие отзывы. Гас Ван Сэнт, снявший фильм на аналогичную тему, буквально через три месяца отхватил Золотую Пальмовую Ветвь на престижнейшем Каннском кинофестивале.

Трудно быть зомби

Разносторонний доктор Болл любил не только кино и литературу. В свободное время Уве терзал джойстики своих консолей. Как-то Боллу довелось поиграть в шутер House of the Dead. Игра доктору понравилась. Как раз в это самое время в Европе и Северной Америке поднималась очередная волна зомби-хоррора: Дэнни Бойл уже снял свой «28 Дней Спустя» (28 Days Later, 2002), а Пол Андерсон продемонстрировал поклонникам легендарного Resident Evil свою версию событий, произошедших в недрах Umbrella Corporation. Доктор Болл почувствовал, что грядет ренессанс живых мертвецов, и, рассчитывая на серьезные дивиденды, решил принять участие в реанимации жанра. House of the Dead для этих целей подходил идеально: зомби-хоррор с бюджетом в 7 миллионов долларов, да еще и снятый малоизвестным режиссером, вряд ли мог бы претендовать на солидные кассовые сборы и пристальное внимание прессы; совсем другое дело — фильм, снятый по культовой игре…

Как мы помним, фестивальная премьера «Сердца Америки» состоялась 13 февраля. Показ «Дома мертвых» был намечен на 15-ое число. Те зрители, которым приглянулась предыдущая работа доктора Болла, с интересом ожидали намеченного сеанса. Разумеется, ждали показа и пробравшиеся на фестиваль геймеры.

Сюжет игры особыми изысками не отличался и представлял собой вариацию на тему «сумасшедший ученый чудит». Юный Даниэль, сын известного ученого Роя Курьена, заболел неизлечимой болезнью. Папа, продвинутый генетик и биохимик, разумеется, с подобным раскладом не согласился и принялся изобретать Лекарство. На сцене тут же появилась загадочная Большая Корпорация, обуреваемая свойственным всем Большим Корпорациям желанием пустить на ветер основную массу своих активов. Рой Курьен, дорвавшись до бесхозных миллионов, превратил свой особняк в гигантскую лабораторию, где начал производить зомби и иных малоприятных существ, предполагая, очевидно, что это несомненно спасает его чадо. В государственных органах таковое поведение Курьена сочли подозрительным и отправили пару агентов, наказав им биохимика пацифизировать. Спятивший же Курьен вскоре окончательно про сына забыл и посвятил все свободное время сомнительным буржуазным развлечениям: науськиванию зомби на бывших коллег и проектированию Самого Главного Монстра. Самый Главный Монстр, как и положено представителям его вида, вышел из-под контроля, угробил Курьена и, не размениваясь на мелочевку, решил захватить мир. И, разумеется, тут же получил в свою малоприятную физиономию от бесстрашных агентов.

Ничего этого 15 февраля 2003 года зрители, пришедшие на показ фильма «Дом Мертвых», не увидели. Доктор, решив, очевидно, что сюжет этот для гения его масштаба слишком уж простоват, завербовал неких Дэйва Паркера, Марка Альтмана и Дэна Бейтса. В 2000-м году Дэйв Паркер написал сценарий для фильма «Мертвые ненавидят живых!» (The Dead Hate the Living!), который собственноручно же и снял.

Опасения оказались справедливыми. Сценарий, написанный Паркером и Альтманом, представлял собой приквел к событиям, происходящим в первой части видеоигры. По сути, доктор Болл снял очередной фильм «островного» поджанра зомби-хоррора, врезал в видеоряд несколько сцен из игры и сделал в конце небольшую отсылку на оригинальный сюжет.

Группа тинейджеров закатила на острове грандиозную вечеринку, в разгар которой их принялись поедать зомби. Таков сюжет фильма. Ничего неожиданного для зрителей, которые видели дебютный фильм сценариста Дэйва Паркера — в «Мертвые ненавидят живых!» тинейджеров, снимавших любительский фильм ужасов, пожрали оголодавшие покойники. Те же зрители, которым фамилия Паркер ни о чем не сказала, были шокированы.

Доктор Болл рассказывал, что старался сделать картину в духе работ Джорджа Ромеро, пионера зомби-хоррора, снявшего три фильма, которые перевернули представление о жанре — «Ночь Живых Мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968), «Рассвет Мертвецов» (Dawn of the Dead, 1978) и «День Мертвецов» (Day of the Dead, 1985). Ничего, однако, общего у «Дома Мертвых» с гениальной ромеровской трилогией не наблюдалось. Прямой кинематографический предок картины Болла — классический фильм ужасов итальянца Лючио Фульчи «Плотоядные Зомби» (Zombie Flesh-Eaters, 1979): несколько человек оказываются на острове, где некий доктор, в поисках лекарства от чудовищной эпидемии, случайно изобрел средство, воскрешающее покойников; ожившие мертвецы, как ни странно, собирать кокосы и вспахивать землю не хотят, предпочитая этим прозаичным занятиям поедание людей…

Визуальная сторона «Дома Мертвых» — все те же «Плотоядные Зомби» Фульчи, только выполненные в клиповой стилистике, утратившие экстравагантные сцены (классические эпизоды: битва зомби с акулой и протыкание глаза щепкой, разумеется, оказались Уве Боллу не по силам) и безнадежно испорченные дурными спецэффектами. Актерская игра лежала далеко за пределами добра и зла. Доктор Болл, в одном из интервью, рассказывал, что набрал малоизвестных актеров специально, чтобы зрители не могли догадаться, кто из героев погибнет по ходу фильма. Доля здравого смысла в этом есть, поскольку, например, если в фильме играет Том Круз, то совершенно ясно, что на двадцать пятой минуте его персонаж не скончается.

«Островных» зомби-хорроров за всю историю кинематографа было сотворено немало: от брата-близнеца «Плотоядных Зомби» — фильма «Ад Зомби» (Zombi Holocaust), снятого итальянцем Марино Джиролами в далеком 80-м году, до гениально-сумасбродной картины андеграундного немецкого режиссера Андреаса Шнааса «Преисподняя зомби» (Infantry of Doom, 1999) и забавного фильма «Операция Мертвый снег» (Dead Snow, 2009), в котором остров обратился в заснеженную норвежскую глубинку. Каждый из этих фильмов по-своему хорош, в каждом есть изюминка.

Новый кошмар

После коммерческого провала «Дома Мертвых», Уве Болл взял долгую паузу. Пресса мусолила слухи о грядущих фильмах доктора, кинокритики и разъяренные геймеры упражнялись в изящной словесности, соревнуясь, кто выльет на немца больше грязи, сам же Уве периодически огрызался и в поте лица трудился над новым фильмом. Несмотря на крах предыдущей картины, доктор Болл от идеи заниматься экранизацией видеоигр не отказался. В то время как «Дом Мертвых» еще пребывал на стадии монтажа, c Уве связались люди, которые помогли ему заполучить у Infogrames права на создание фильма по игре Alone in the Dark.

Где деньги, Зин?

С давних пор человечество волновал вопрос: что за сумасшедший дает деньги Уве Боллу? Ответа не было до тех пор, пока доктор в комментариях к одному из своих фильмов не признался, что в роли сумасшедшего выступает немецкое правительство. В Германии очень любят кино и в каждом молодом таланте стараются разглядеть нового Райнера Фассбиндера. Чтобы не выплеснуть вместе с водицей гения, немецкое правительство модифицировало законодательство так, чтобы крупным компания стало выгодно инвестировать в фильмы.

Схема весьма проста: тот, кто инвестирует в кинопроизводство, получает налоговые поблажки, размер которых пропорционален величине инвестированной суммы. Налоги придется платить лишь с доходов, получаемых от проката кинокартины. Если же фильм провалится, вся вложенная в производство фильма сумма трансформируется в налоговую поблажку. Опытным махинаторам не составляло особого труда так организовать транзакции, чтобы при минимальном вложении размер налоговой льготы был весьма велик.

В 2006 году немецкое правительство решило ужесточить законодательство и запретить голливудским компаниям, активно пользовавшимся немецким налоговым убежищем, устраивать махинации. Однако, как утверждают эксперты, “честных местных производителей” (вроде доктора Болла) ужесточение не коснется.

Доктор Болл, надо отдать ему должное, признал, что кинокартина «Дом Мертвых» не годилась для включения в список «Десять лучших фильмов всех Времен и Народов». Немец обвинил в этом (и отчасти справедливо) сценаристов. Поэтому для своего нового фильма доктор Уве Болл возжелал заполучить высококачественный сценарий, который бы позволил его, Болла, режиссерским талантам раскрыться в полной мере. С этой целью Уве привлек к работе Блэра Эриксона. И он оказался на удивление смышленым парнем. После того, как доктор Болл, ознакомившись со сценарием, потребовал добавить в него побольше перестрелок, сцен с автомобильными катастрофами и здоровенных склизких монстров, Блэр сделал ноги, предоставив немцу возможность поискать текст его мечты где-нибудь в другом месте.

Люди, работавшие с Уве Боллом, рассказывают, что у доктора крайне странные представления о Качественных Сценариях. Зрители, считает Болл, хотят видеть сплошной поток действия; сложные же сюжеты, полные эмоциональных сцен и аналогичной дребедени, их утомляют. Потратив немалое количество времени на поиски, Уве все же исхитрился найти полностью удовлетворявших его авторов в количестве трех штук (решил, очевидно, брать числом).

С малоизвестными актерами доктор Болл решил более не связываться. На заглавные роли в фильме «Один в Темноте» Уве пригласил Кристиана Слейтера, Тару Рид и Стивена Дорффа.

Что же в итоге получилось у Болла? Как и в случае с «Домом Мертвых», сюжет экранизации прямого отношения к игре не имел. На этот раз доктор снял не приквел, а сиквел, причем не к классической компьютерной игре Alone in the Dark, выпущенной Infogrames в 1992-м году, и даже не к одному из ее продолжений, а к кроссплатформенному survival horror’у Alone in the Dark: The New Nightmare, увидевшему свет в 2001-м.

Эдварда Карнби (его играет Кристиан Слейтер) волнует проблема безопасности мира. Индейцы давно исчезнувшего со свету племени с десяток тысяч лет назад исхитрились открыть двери в царство тьмы. В результате в мир наползли тучи здоровенных склизких монстров (да-да, тех самых) и всех индейцев порешили. Теперь подвиг индейцев желает повторить некий пенсионер, бывший глава секретного бюро, занимающегося истреблением сверхъестественной живности. Карнби вместе с подружкой Элин (привет, Тара Рид) и главным опером секретного бюро Ричардсом (экс-кровососущий Стивен Дорфф) стремятся ему помешать. После полутора часов перестрелок, коротких диалогов и одной хиленькой постельной сцены, все умирают.

Звезды играли из рук вон плохо (Стивена Дорффа, говорят, во время съемок вообще сильнее всего волновало то, что в его трейлере столик для кофе был некрасивый и квадратный, тогда как у Слейтера — милый и круглый). Вожделенные склизкие монстры печально смахивали на страшилок из фильма «Чужие». Количество ляпов превосходило все мыслимые и немыслимые границы.

Фильм безнадежно провалился в прокате. В очередной раз было жалко оператора Матиаса Ньюманна, который вновь сделал свою работу на пять, но из-за нечеловеческих усилий остальных членов съемочной группы опять остался с носом.

И девочки кровавые в глазах

После провала картин «Дом Мертвых» и «Один в Темноте» за доктором Боллом окончательно укрепилась слава худшего режиссера в истории современного кинематографа. Некоторые синефилы поспешили объявить, что Болл превзошел даже Эда Вуда. Однако, несмотря на океан негативных отзывов и ненависть всего игрового коммунити, доктор Уве Болл от идеи экранизации нашумевших компьютерных игр не отказался. В конце 2005 года свет увидела очередная работа немца — фильм «Бладрейн», основанный на одноименной игре, выпущенной в 2002-м компанией Majesco.

Как и в случаях с предыдущими экранизациями, сюжет видеоигры к сюжету фильма доктора Болла имеет крайне опосредованное отношение. Главная героиня игры, зеленоглазая и красноволосая полувампирка Рейн, выполняет в далеком 1932-м году задания тайного общества Бримстон, утилизирует нацистов и разнообразных паранормальных барабашек. Рейн мечтает отомстить своему отрицательному папке-вампиру, что с успехом и делает в конце второй части игры, события которой происходят уже в начале XXI века.

По непонятной причине, доктор Уве Болл перенес события игры на двести лет назад. В фильме действие происходит в начале века восемнадцатого. Злой вампир Каган планирует собрать все части некого артефакта, который даст вампирам возможность не бояться воды, света и перекрещенных палок. Хорошая девочка Рейн планирует угробить Кагана, который, по совместительству, ее папа. В процессе истребления родителя, Рейн ухитряется инсталлировать в себя все артефакты, засветиться топлесс и подружиться с парой отважных Ван Хелсингов. В итоге героиня уселась на вампирский трон, а зрители принялись гадать, какое отношение все это имело к сюжету оригинальной игры.

Доктор Уве нашел объяснение провалу фильма «Один в Темноте» — крайней на этот раз оказалась несчастная Тара Рид. Ее лицо в его простой оправе своей рукой убрал Болл со стола. На ведущие женские роли немецкий доктор пригласил Кристанну Локен (столь вкусно избивавшую губернатора Калифорнии в фильме «Терминатор 3») и Мишель Родригез (памятную нам по роли отважной Рэйн Окампо в фильме «Обитель Зла»). Настоящих мужчин на этот раз играли Мэтт Дэвис и Майкл Мэдсен. Роль главного негодяя недурно исполнил Бен Кингсли. Кроме того, в фильме засветилось несколько румынских женщин легкого поведения, которых, как выяснил доктор Болл, можно было убедить сниматься в обнаженном виде всего за 150 евро.

Увы, первая страничка кинозачетки Уве Болла была исписана «неудами». Поэтому «Бладрейн», посредственный, но никак не безнадежно плохой фильм, заранее приняли в штыки. Еще до официальной премьеры картину провозгласили самым дурным творением XXI века. Тогда как, несмотря на очевидную вторичность, сценарные провисы, массу заимствований из такой классики жанра, как «От заката до рассвета» Тарантино, «Вампиры» Джона Карпентера, «Блэйд» Норрингтона и даже «Интервью с Вампиром» (Interview with the Vampire, 1994) Нила Джордана, фильм представлял собой вполне характерный образчик кино категории «Б». И уж точно не уступал таким своим одногодкам, как «И грянул Гром» (A Sound of Thunder, 2005) или «Эон Флакс» (AEon Flux, 2005). Тем более оператор Матиас Ньюманн вновь со своей работой справился весьма прилично.

Quo vadis?

Доктор Уве уже приобрел права на экранизацию игр Postal и Far Cry. В постпродукции сейчас находится картина по Dungeon Siege, увидим мы ее в конце текущего года. Судя по тому, что германское правительство не спешит модернизировать местное законодательство и перекрывать дыру, благодаря которой доктор Уве Болл исправно получает финансирование для своих работ, неутомимый немец скоро экранизирует вообще все существующие в мире видеоигры. Фанаты предрекают, что лет через десять крупнейшие города мира будут обвешаны плакатами: «Не пропустите! Новый фильм легендарного режиссера Уве Болла! Шокирующий фильм ужасов «Пасьянс Косынка»!»

Что ж, подождем.

По материалам статьи Кати Тонечкиной (Chasey_lain83@mail.ru)
http://lopuhov.mars-x.ru/TEXTS/KATE/uweboll.html